menu
 
Вы читаете: Конкурс на «Правду»: победили те, кто работал с пространством и людьми, а не с фасадами и интерьерами

Конкурс на «Правду»: победили те, кто работал с пространством и людьми, а не с фасадами и интерьерами

Главный редактор archigramma и archspeech Александр Змеул о том, как конкурс, организованный производителем керамогранита, неожиданно показал удачные проекты реконструкции исторических зданий.

16 Февраля 2017
Главный редактор archigramma и archspeech Александр Змеул<BR> Фото: Наталья Меликова Главный редактор archigramma и archspeech Александр Змеул
Фото: Наталья Меликова

Главный редактор archigramma и archspeech Александр Змеул о том, как конкурс, организованный производителем керамогранита, неожиданно показал удачные проекты реконструкции исторических зданий.

Наверное, одна из самых интересных и актуальных тем в архитектуре — это тема взаимодействия старого и нового. Что делать с огромным количеством исторических построек, лишившихся своей функции, как работать с этим пластом наследия — не первостатейными памятниками, а рядовыми зданиями. И, конечно же, это тема, всегда приобретает особый интерес, когда речь заходит о бывших производственных комплексах. Поэтому я с удовольствием принял предложение агентства «Центр» об участие в работе жюри всероссийский архитектурный конкурс на проект фасадного решения и внутреннего оформления помещений на территории Центра городской культуры «Правда». И хотя собственник комплекса — группа ПСН — сообщил, что они с самого начала не собирались реализовать результаты конкурса, более того, устами своего представителя сделал удивительное заявление том, что «разрешение на обсуждение развития Правды мы не давали», это никак не отменяет того, что мы говорим и будем говорить о том, что и как делать с подобными комплексами.

Собственно речь шла о типографской части издательского комплекса «Правда». Знаменитый редакционный корпус, спроектированный Пантелеймоном Голосовым в 1930-е годы, в конкурсное задание не входил. Здание хоть и примыкает к типографской части, но у него другой собственник. Конкурс касался типографской части — набора разновременных зданий, в которых сегодня располагается ЦГК «Правда». При этом двор превращен в парковку, а перемещение пешеходов затруднено не только по этой причине, но из-за того, что здания совершенно не считываются, например, масштабное неоклассическое здание выходит во двор торцевым фасадом.

Конечно, конкурсное задание было отчасти провокационным — организатором конкурса выступала компания Kerama Marazzi, производящая керамогранит, который, как и большинство композитных материалов имеет не очень высокую репутацию среди архитекторов. А уж факт того, что керамогранит будет применяться в облицовке исторических фасадов и интерьеров только добавлял масла в огонь. Именно по этой причине некоторые архитекторы отказались от участия в работе жюри и участия в конкурсе.

На мой взгляд, в самых удачных проектах (они оказались и среди победителей) архитекторы работали не с фасадами и интерьерами, а с пространством и людьми, учитывая при этом исторический, и шире, культурный контекст. Самые интересные проекты пытались собрать пространство, объединить разрозненные корпуса пусть не в пресловутый ансамбль, но в единое пространство, подчеркнув современную функцию и уважительно отнесясь к имеющимся зданиям. И здесь, собственно, становится неважным, какой материал используется, важен подход. Хотя во многих проектах чувствовалась внутренняя борьба — как бы использовать керамогранит, при этом не использовав его.

Победивший проект «Порталы правды» бюро «Поле-дизайн» полностью совпадет с этим описание — портал в виде буквы П во всю высоту классического здания, цветные вставки из керамогранита на фасаде, цветные столбики вдоль протяженного конструктивистского корпуса, все эти элементы собирают воедино пространство «Правды». Архитектурная мастерская «Лес» пошла по схожему пути, хотя их решение гораздо более лапидарно — «змея» тянущаяся по двору, «облако», натянутое между корпусами и т.д.

К моему сожалению, проект бюро «Контора», который больше всего понравился мне и ещё нескольким членам жюри, не вошел в тройку победителей. «Контора» предложила эстетское решение — взять смесь старой плитки и боя современной, этой мозаикой облицовываются потолки и пол внутренних пространств, а также отдельные элементы фасадов. Это решение отсылает и к советским мозаикам, и к работам Гауди. Надо заметить, что не все из перечисленных проектов, полностью отвечали техническому заданию конкурса, и, наверное, отчасти в этом и заключался успех этих проектов.

ПОЛЕ ДИЗАЙН – «Палитра Правды»

Первое место: ПОЛЕ-ДИЗАЙН

ПОЛЕ ДИЗАЙН – «Палитра Правды»

Первое место: ПОЛЕ-ДИЗАЙН

Второе место: «АРХАТАКА» («ЛЕС»)

Второе место: «АРХАТАКА» («ЛЕС»)

Третье место: AKHMADULLIN ARCHITECTS

Третье место: AKHMADULLIN ARCHITECTS

Проект бюро KONTORA

Проект бюро KONTORA

Проект бюро KONTORA

Проект бюро KONTORA

 


Истории с первой полосы
Загрузить еще