menu
 
Вы читаете: Пространство эксперимента: Наринэ Тютчева о развитии Трехгорной мануфактуры

Пространство эксперимента: Наринэ Тютчева о развитии Трехгорной мануфактуры

Руководитель бюро «Рождественка» и куратор спецпрокета «Трехгорка ПОТОМ» фестиваля «Зодчество-2016» Наринэ Тютчева рассказывает о долгосрочных планах преобразования мануфактуры и текущих кураторских задачах.

13 Октября 2016

Руководитель бюро «Рождественка» и куратор спецпрокета «Трехгорка ПОТОМ» фестиваля «Зодчество-2016» Наринэ Тютчева рассказывает о долгосрочных планах преобразования мануфактуры и текущих кураторских задачах.

Наверное, я должна начать с небольшой предыстории. Бюро «Рождественка» в свое время выиграло конкурс на развитие территории Трехгорной мануфактуры, и мы уже несколько лет занимаемся этим проектом. Мы предложили постепенное преобразование, при котором не происходит массового сноса или тотальной зачистки. В проекте мы сохранили 90% зданий, независимо от их статуса, и решили сначала призвать сюда инвесторов и арендаторов, чтобы они начали создавать какую-то среду. А затем уже — постепенно, в несколько очередей, относительно безболезненно для жизни территории — внедрять проектные решения.

Трехгорная мануфактура

Проект преобразования территории Трехгорной мануфактуры © АБ «Рождественка»

У Трехгорки много проблем. Понятно, что здесь необходимо создать транспортную и инженерную инфраструктуры. Конечно, все это требует вложений, и очевидно, что проект затевался в более благоприятное с финансовой точки зрения время. Но кризис и нынешняя экономическая ситуация все расставили по местам, и в результате стало понятно, что наше предложение оказалось жизнеспособным: даже не затевая каких-то больших строек, мануфактура живет, это видно по тому, что здесь происходит. Во время «Зодчества» люди увидят, что очень многие здания уже заняты, обжиты, здесь родился так называемый «креативный кластер» со всеми сопутствующими ему явлениями.

Может быть, мы не очень довольны тем, как происходит преобразование Трехгорки, но оно движется в нужном направлении. Например, владелец далеко не всегда привлекает нас, чтобы отслеживать ремонты, во время которых допускается ряд ошибок. Однако ошибки эти не критичные. Где-то вставлены не те окна, но мы понимаем, что со временем это может быть исправлено. Для нас главное, что сами объекты живут, вычищаются, оздоравливаются, ремонтируются и, надеемся, со временем им не понадобится каких-то серьезных вложений. Видно, что и так все выглядит вполне прилично и жизнеспособно.

Трехгорная мануфактура

Проект преобразования территории Трехгорной мануфактуры © АБ «Рождественка»

Это наши далеко идущие планы, о которых мы и собираемся говорить на «Зодчестве». В рамках фестиваля мы делаем выставку, где будем подробно показывать этот проект. Кроме того, мы хотим обратить внимание публики и владельцев Трехгорной мануфактуры на то, что в этом месте сохранился ведомственный музей. Для нас это невероятно важно, потому что ведомственные музеи сегодня большая редкость. Почти везде они исчезли вместе с вывезенными предприятиями. На Трехгорной мануфактуре этот музей есть, и в нем хранится невероятное количество уникальных экспонатов. Начиная с тканей XIX — начала XX веков, которые когда-то побеждали на международных конкурсах и получали мировое признание, и заканчивая архивом фотографий и массой всевозможных артефактов, сегодня приобретших историческую ценность. Музей частично предоставляет нам экспонаты для выставки на «Зодчестве», так что некоторые из них можно будет увидеть. Нужно сказать, что в нашем архитектурном проекте, в первую очередь, как раз предусмотрено проектирование и строительство музея и торгового дома Трехгорной мануфактуры. Это один из ключевых объектов.

Реконструкция залов ТЭЦ-7 © АБ «Рождественка»

Реконструкция залов ТЭЦ-7 © АБ «Рождественка»

Что еще кажется мне важным и о чем еще мы будем говорить на «Зодчестве». На мой взгляд, сегодня происходит серьезная градостроительная ошибка, связанная с застройкой Краснопресненской набережной. Дело в том, что на набережной расположена ТЭЦ-7 (арх. М. Бабицкий, инж. А. Сорокин, 1926-1928 гг.). Это, с одной стороны, памятник конструктивизма и действительно уникальное архитектурное сооружение, а, с другой, часть Трехгорной мануфактуры. Собственно, ее и строили для того, чтобы обеспечивать мануфактуру теплом и электричеством. Со временем провели не очень, видимо, корректное межевание, поскольку мануфактура осталась в одном ведомстве, а электростанция в другом. И сегодня, к сожалению, уже согласован проект застройки Краснопресненской набережной, который уничтожит панораму Москвы-реки, где комплекс Трехгорной мануфактуры и электростанции является ансамблем, представляющим не только архитектурную, но и историческую ценность. Таким образом, связь мануфактуры с рекой будет прервана. Эту проблему мы тоже поднимем на «Зодчестве», чтобы узнать, что думает о ней архитектурная общественность.

***

Фестиваль «Зодчество» стартует в пятницу 14 октября и продлится почти неделю до четверга 20 октября. Cессия о будущем Трехгорной мануфактуры пройдет в день открытия (15:45, стр. 12А, подъезд 2). Полная программа «Зодчества-2016» и бесплатный входной билет доступны на сайте фестиваля.


Истории с первой полосы
Загрузить еще